Главная

Курс лекций
«Перерождение искусства Индии от Ост-Индской торговой компании до Независимости»

В Лектории Artefice Studio стартует новый курс лекций «Перерождение искусства Индии от Ост-Индской компании до Независимости».

Данный курс лекций охватывает малоизученный период в истории искусства Индии – время ее колониальной зависимости от Британской империи. Уникальность рассматриваемого материала далеко не только в его труднодоступности, но и в возможности показать на его примере значительные социокультурные процессы, которые и сформировали той Индию, которую мы знаем сейчас.

        Несмотря на всю нашу погруженность в культуру этой страны, знание буддизма и индуизма, восхищение грандиозными памятниками искусства, такими как Тадж-Махал, или же применение йогических практик, она все еще остается для нас загадкой. Для разрешения которой, нам не обойтись без погружения в ее историю, рассмотрения взаимоотношений с европейскими странами и общемировой культурой и, наконец, исследования того самого «перерождения» классического индийского искусства в современное, что включает в себя обозрение и живописи школы Ост-Индской компании и Бенгальского Возрождение, и эволюцию народной живописи и массовой печатной продукции, и погружение в истоки индийского кинематографа, и , конечно, изучение процессов раннего модернизма.

      Курс включает в себя 5 лекций, еженедельно по Понедельникам с 19:00-21:00, посвященных развитию искусства Индии с середины XIX века до середины XX. Вы познакомитесь с живописью школы Ост-Индской торговой компании и Бенгальского Возрождения, эволюцией народной живописи, и погрузитесь в истоки индийского кинематографа, узнаете, как развивался модернизм в Индии. 

Стоимость одного занятия – 1 500 руб.

ЧТО НЕОБЫЧНОГО:

  • Рассмотрение малоизвестного периода в искусстве Индии
  • Практически полное отсутствие русскоязычной литературы на данную тему
  • Исследование актуальных художественных проблем
  • Новый взгляд на известные события, а также дополнения сложившейся картины развития искусства конца XIX – начала XX

ВЫ УЗНАЕТЕ:

  • Скрытую символику работ индийских художников
  • Подход к пониманию современного индийского искусства
  • Роль европейской культуры в «перерождении» индийского искусства
  • В каких крупнейших музейных коллекциях можно найти шедевры индийского искусства
  • Множество новых имен самобытных живописцев

Курс читает Дарья Силичева, выпускница Санкт-Петербургской Академии художеств. Сфера научных интересов Дарьи – «Индийское искусство конца 19 – первой половины 20 веков». Проходила стажировку в отделе Востока Государственного Эрмитажа. Куратор выставки «DEUS XII» 11 января – 22 февраля 2021 г. (Санкт-Петербург).

5.07.2021. (Понедельник)
Живопись школы Ост-Индской торговой компании.

Лекция посвящена глобальному явлению, а именно – влиянию британской Ост-Индской компании на индийское искусство. За время лекции мы погрузимся в историю и узнаем, как англичане постепенно усиливали свое влияние в Южной Азии, а также рассмотрим традиционные центры индийской миниатюры и трансформацию их изобразительного языка в свете политических и социальных преобразований. Не обойдем вниманием и появление масляной реалистической живописи в Индии, которое было спровоцировано британской реформой художественного образования. Ну и конечно, обратимся к творчеству наиболее известного индийского живописца – Рави Вармы (1848 – 1906), а также обсудим произведения других художников вестернизирующего направления.

13.07.2021. (Вторник)
Эволюция народной живописи и массовой печатной продукции.

«Перерождение» затронуло не только «высокое» искусство, но отразилось на народной живописи, а также спровоцировало появление массовой печатной продукции в Индии. На лекции мы поговорим о традициях западно-бенгальской паттачитры и эволюции ее художественного языка в живописи Калигхата. А также рассмотрим продукцию двух крупнейших индийских типографий, Читрашала и Рави Варма Пресс, и поговорим об их роли в национально-освободительном движении свадеши и влиянии на распространение искусства Индии за пределами страны

19.07.2021. (Понедельник)
Бенгальское Возрождение.

Бенгальское Возрождение одно из интересных явлений рассматриваемого периода, которое затронуло и религию, и политику, и культуру, и философию, и социальные отношения. На лекции мы обсудим предпосылки данного явления и его периодизацию, а также подробно разберем его влияние на живопись. Кроме этого, мы уделим внимание творчеству одного из известнейших художников Бенгальского Возрождения – Обониндронатху Тагору, и узнаем в произведениях каких индийских школ живописи он черпал вдохновения для своих работ. В завершение разговора мы также рассмотрим наследие данного художника и деятельность Бенгальской школы искусств, которую он создал.

Усиление влияния британцев в Южной Азии ознаменовалось не только привнесением на субконтинент европейской культуры, но и внедрением последних технических достижений, среди которых особое место занимают кино и фотография. На лекции мы обсудим в каких направлениях развивалось индийское кино, какие режиссеры использовали мифологическую модель, основанную на творчестве Рави Вармы и представлениях театра парсов, а кто стремился к большей реалистичности и раскрывал в своих работах социальные проблемы. Не забудем упомянуть и так называемое «ориентальное» кино, а именно фильмы, снятые немцем Францем Остеном для индийской кинокомпании, что еще раз подчеркнет самобытность этого вида искусства и его связь с национальными традициями

26.07.2021. (Понедельник)
Зарождение кино в Индии и его связь с театром и живописью.

2.08.2021. (Понедельник)
Ранний модернизм в Индии в 1920-1940 гг.

Если Бенгальское Возрождение, мы можем связать с проявлением модерна в Индии, то дальнейшее развитие искусства можно смело связывать с модернизмом. При этом важно отметить, что на данной территории его визуальные воплощения не менее богаты и интересны, чем в Европе, и также щедро одарены признаками национального своеобразия. На лекции мы обсудим творчество самых известных художников обозначенного периода – Амриты Шер-Гил, Джамини Роя и Гагендраната Тагора, а также их современников, рассмотрим какие типы пластического мышления они представляют и к каким известным художественным течениям их можно отнести